10 главных событий сетевого рынка в 2011 году
10 главных событий сетевого рынка в 2011 году
От мегапокупок и трудностей, застопоривших локомотив Cisco, до становления программируемой сетевой инфраструктуры и прихода новых конкурентов - все эти события были в центре внимания VAR`ов сетевого рынка на протяжении 2011 года.
9 Декабря 2011

10 главных событий сетевого рынка в 2011 году

От мегапокупок и трудностей, застопоривших локомотив Cisco, до становления программируемой сетевой инфраструктуры и прихода новых конкурентов - все эти события были в центре внимания VAR`ов сетевого рынка на протяжении 2011 года.

Было трудно поспевать за всеми переменами, которые происходили на сетевом рынке в этом году, от трансформации крупнейшего и самого влиятельного вендора до появления множества новых, долгожданного прихода IPv6 и SDN и дальнейшей консолидации среди VAR`ов, телекомов, кабельных операторов и поставщиков хостинговых услуг.

Назовем 10 важнейших, на взгляд CRN, событий сетевого рынка в 2011 году.

10. Падение с высот: RIM и Nokia
Не так уж давно смартфон BlackBerry компании Research In Motion был номером один на корпоративном рынке. Также совсем недавно Nokia была неоспоримым лидером мобильных телефонов во всем мире. Сегодня ни та, ни другая компания не выглядят столь впечатляюще: RIM продолжает терять пользователей (его прохладно принятый планшет PlayBook делу не помог), а Nokia проходит через болезненную реструктуризацию, осознав, что «отстала на годы» от конкурентов, как признал главный управляющий Стивен Илоп.

Смогут ли эти, знаменитые в свое время бренды всё же преодолеть  трудности? Это большой вопрос, принимая во внимание, что предпочтения потребителей и корпоративного рынка весомо качнулись в пользу Apple и устройств на базе Android.

9. Грядущий восход Huawei
Новый соперник на сетевом рынке Северной Америки? Стоит ли волноваться, скажет кто-то, новички приходят и уходят. Но Huawei, китайский гигант телекоммуникационного оборудования с оборотом 28 млрд. долл., не новичок. До последнего времени компания имела ограниченное присутствие в регионе, но в этом году официально дан старт корпоративной стратегии и введена программа работы с партнерами в канале США. Huawei движется к тому, чтобы стать одним из крупнейших вендоров сетевого оборудования и инфраструктуры в мире. Маршрутизаторы, коммутаторы и системы телеприсутствия - это «первый этап», как заявили CRN руководители канала Huawei в октябре. Компания начала набор VAR`ов и интеграторов в США, имея цель продавать свои продукты корпоративного класса 100%-но через партнеров в канале.

Сегодняшние лидеры рынка заранее опасаются потенциального влияния Huawei на заказчиков. В сентябре главный управляющий Cisco Джон Чемберс охарактеризовал Huawei как «очень серьезного соперника в дальней перспективе». Именно эту компанию, а не HP, Juniper или Avaya рассматривает Cisco как своего самого грозного будущего соперника.

8. Натиск второго эшелона
Главные вендоры сетевого рынка от Cisco и HP до Avaya и Juniper продолжали расти в определенных сегментах, но это был хороший год и для более мелких компаний. Ruckus Wireless, Palo Alto Networks, Digium и Vyatta - все эти дружественные к каналу компании сумели увеличить свою долю рынка в пику крупным, давно устоявшимся вендорам, доказав, что есть реальная возможность успеха и для мелких игроков, когда на рынке происходит так много перемен сразу.

Две области гарантировали особое внимание. Растущий класс вендоров систем видеоконференц-связи от Vidyo до Blue Jeans Network доказывает, что рынок корпоративного видео это не только Cisco и Polycom. И отдельное место зарезервировано теперь для F5 Networks, которая не так уж давно рассматривалась крупными игроками как всего лишь разработчик балансировщика нагрузки.

7. SDN вступает в пору зрелости
Концепция программируемой сетевой инфраструктуры (software-defined networking, SDN) в 2011 году достигла зрелости, и крупнейшие вендоры отрасли вынуждены были укрепить свои стратегии, касающиеся SDN (особенно протокола OpenFlow) и виртуализированных сетей.

Если OpenFlow и другие протоколы SDN предлагают технологию коммутации, более подходящую для виртуализации, и менее затратную, чем нынешняя, то это открывает еще более широкую дорогу на вполне уже зрелый рынок сетевых продуктов.

6. Много шума из-за IPv6
2011 год был рубежным в становлении нового стандарта. Напомним: Internet Protocol версии 4 был стандартом формата интернет-адресов с 1981 года, но он допускает лишь 32-разрядные адреса, запас которых окончательно иссяк в феврале 2011 г., когда региональные интернет-регистраторы (RIR) выдали последние блоки адресов в этом формате. IPv6 решает эту проблему: он использует адреса, представляющие собой восемь четырехзначных шестнадцатеричных чисел (теоретически неисчерпаемый запас), так что теперь вопрос стоит о том, насколько быстро поставщики услуг, госучреждения и корпоративные клиенты должны перевести свою инфраструктуру на новый формат IPv6.

Для VAR`ов вопрос срочности этого перехода не является праздным - это возможность заработать. Но главное сделано: IPv6 выглядел неизбежностью уже десятилетия, и 2011 год стал последним, когда «запас прочности» IPv4 подошел к концу. Так что это переход, от которого не уйти.

5. Связная инфраструктура ЦОДов в центре внимания
В 2011 году все поняли: должен быть найден способ более просто управлять сетевыми ресурсами и всеми ресурсами ЦОДов с единой панели, причем так, чтобы это охватывало и физические, и виртуализированные ресурсы. Cisco, Dell, Brocade, HP, Avaya и Juniper - все эти вендоры стремились взять на себя главную роль в этом деле в последние два года, но было достаточно и новичков, включая Enterasys и Xsigo, также готовых сказать свое слово.

4. Сближение с телекомами
Еще одна из множества крупных перемен в канале сетевого рынка это сближение традиционных VAR`ов ИТ и агентов телекоммуникационных компаний. Границы этих, раздельных когда-то каналов всё больше стираются - вплоть до их полного исчезновения. В 2011 году VAR`ы стремились охватить услуги операторов, как никогда раньше, а агенты телекомов пробовали себя в новой роли интеграции оборудования и ПО, чтобы не отстать от жизни. Крупные поставщики услуг, от кабельных компаний до поставщиков облака и телекомов, старались предложить VAR`ам привлекательные программы партнерства с выгодными условиями и ценами. Следует ожидать, что это продолжится и в новом году.

«Я думаю, со временем эти два сообщества перестанут различаться; они сольются в одно, - говорит Крейг Шлагбаум, вице-президент по продажам через канал компании Comcast Business Services. - Это диктуется потребностями и желаниями конечных пользователей. Они хотят, чтобы кто-то строил для них все эти решения, но именно такова и была всегда роль VAR`ов».

3. Какова ваша стратегия BYOD?
Взрывной рост числа мобильных устройств в организациях стал источником головной боли для ИТ-директоров, которые привыкли сами указывать служащим, какие устройства они могут использовать в сети. Каждый вендор, имеющий предложение на мобильном рынке (т. е. практически действительно каждый) сформулировал в этом году ту или иную вариацию стратегии «мобилизации». (Эта тенденция получила название BYOD - буквально «принос личных устройств».)

В некоторых случаях это вылилось в атаку на принципы гостевого доступа и корпоративных политик для мобильных устройств вплоть до полного запрета таковых. В других случаях это означало решение по управлению мобильными устройствами, продаваемое через VAR`ов и поставщиков услуг управления ИТ (MSP), предложение инфраструктуры или покупку разработчиков, чтобы расширить свой портфель технологий и быть на переднем крае рынка.
Есть множество данных в поддержку этой тенденции BYOD. Влиятельный Virtual Networking Index компании Cisco позволяет прогнозировать, что вследствие растущего IP-трафика мобильных устройств через пять лет доля IP-трафика, создаваемого обычными ПК, уменьшится с 97% до 87%. Сами стратегии столь же разнообразны, как и вендоры на мобильном рынке, но цель довольно ясна: вендоры и их партнеры должны направить эту тенденцию BYOD в управляемое русло - так или иначе.

2. Всё новые слияния и покупки
2011 год принес на сетевой рынок целый поток новостей, от блокбастеров вроде попытки AT&T купить T-Mobile (которая, скорее всего, не будет успешной) и сделок Microsoft-Skype и Google-Motorola Mobility, до скупки крупными вендорами (прежде всего Cisco и Avaya) нишевых игроков и перспективных технологий.

Некоторые из покупок были направлены на консолидацию услуг - например, сделки Level 3-Global Crossing, Verizon-Terremark и Windstream-Paetec. В других случаях они были способом выйти на новые рынки: это сделка Dell-Force10, Riverbed, купившая Zeus и Aptimize, объявленная покупка Time Warner-NaviSite и покупка Adtran-Bluesocket. Канал VAR`ов также не остался в стороне: были куплены INX, Unis Lumin, Xeta Technologies и Cross Telecom. Другие компании - Carousel Industries, NWN, Softchoice и дистрибьютор Arrow, купивший Cross Telecom, еще одного крупного VAR`а Avaya - остаются в поиске новых объектов покупки.

1. Трудности Cisco
Cisco Systems находилась под пристальным вниманием в 2011 году. Она кардинально укрепила свои позиции, полностью перестроив работу сбыта и маркетинга во всем мире, и поставила цель снизить свои операционные расходы на 1 млрд. долл. Компании придется сократить штат на 13 тыс. человек; это будет сделано путем увольнений, программы досрочного выхода на пенсию и продажи активов. Также, Cisco наконец признала, что ее всё новые покупки и стремление выйти на многочисленные смежные рынки было ошибочной стратегией. Прошел год, некоторые руководители высшего звена покинули компанию, и теперь мы слышим меньше о смежных рынках и больше о главных приоритетах. Было также объявлено об инвестициях в канал: в бюджете на будущий год Cisco планирует 75 млн. долл. на стратегию продаж, «ведомых партнерами», как называет это компания.

В свете всех этих новостей верные партнеры в канале Cisco воодушевлены больше, чем когда-либо за последние годы. Хочется верить, что Cisco на пороге нового взлета, что она станет более лаконичной, более прицельной и эффективной в новом, 2012 году.