IBM CEO Study: от командного управления к сотрудничеству
IBM CEO Study: от командного управления к сотрудничеству
Новое исследование IBM показывает, что CEO меняют характер своей работы, добавляя значительную долю открытости, прозрачности и вовлеченности сотрудников.
23 Мая 2012

IBM CEO Study: от командного управления к сотрудничеству

Новое исследование IBM, в ходе которого было опрошено свыше 1700 генеральных директоров (CEO) компаний, представляющих 18 отраслей  из 64 стран мира, показывает, что CEO меняют характер своей работы, добавляя значительную долю открытости, прозрачности и вовлеченности сотрудников в стиль жесткого командного управления, который отличает корпорации вот уже больше столетия.

Преимущества этой стремительно развивающейся тенденции очевидны. Согласно результатам исследования IBM CEO Study, компании, превосходящие в своей деятельности конкурентов, на 30% чаще называют открытость – которая, в частности, характеризуется более широким использованием социальных медиа как основной движущей силы сотрудничества и инноваций – ключевым фактором, влияющим на экономический успех организации.

Лидирующие организации используют модели, позволяющие раскрыть потенциал коллективных знаний и неформальных сетей внутри организации с тем, чтобы новые идеи и решения реализовались в росте производительности и прибыльности компании. Для того чтобы установить более тесные связи с клиентами, партнерами и новым поколением сотрудников в будущем, CEO будут все меньше использовать телефон и электронную почту в качестве основных средств общения, постепенно переходя к использованию социальных сетей.

В настоящее время лишь 16% опрошенных CEO используют платформы социального бизнеса для связи с заказчиками, но согласно прогнозам этот показатель достигнет 57% в течение ближайших трех-пяти лет. Несмотря на то, что социальные медиа сегодня в минимальной степени используются для связи с клиентами, они обещают стать вторым по распространенности способом в следующие пять лет – после взаимодействия «лицом к лицу».

После десятилетий управления «сверху вниз», эта тенденция влечет серьезные последствия не только для самих CEO, но и для их компаний, менеджеров и рядовых сотрудников, для университетов и бизнес-школ, а также для поставщиков информационных технологий. Как показало исследование IBM, многие руководители считают технологии мощным инструментом преобразования организационных структур. Свыше половины опрошенных CEO (53%) планируют использовать технологии для  расширения партнерства и взаимодействия с внешними организациями, в то время как 52% респондентов стали уделять внимание развитию сотрудничества внутри своей организации.

«Один из наиболее очевидных выводов исследования – удивительное единодушие CEO относительно перспектив и значения социальных медиа, – отметила Бриджит ван Кралинген, старший вице-президент IBM Global Business Services. – Вместо набивших оскомину сожалений об утрачивании человеческих взаимоотношений, этот подход предполагает  их углубление и использование динамичных социальных сетей для того, чтобы объединить возможности всех сотрудников в поиске новых моделей взаимодействия».

Увеличение степени открытости не обходится без рисков. Открытость повышает уязвимость. Интернет – особенно через социальные сети – может выставить на всеобщее обозрение действия любого сотрудника, как позитивные, так и негативные. Для того чтобы организации могли эффективно функционировать в этой среде, сотрудники должны принять ценности и миссию своей компании и следовать им. Организации, со своей стороны, должны предоставить сотрудникам набор руководящих принципов для использования в принятии решений. CEO не поручают директорам по персоналу задачу поддерживать взаимодействие сотрудников для создания инноваций, а своим примером демонстрируют важность этого фактора.

Результаты исследования в цифрах

Ключевыми факторами успеха сотрудников в условиях более сложной и взаимосвязанной бизнес-среды CEO назвали такие социальные навыки, как умение взаимодействовать (75% респондентов), общаться (67%), проявлять творческий подход (61%) и гибкость (61%).

Чтобы подготовить качественно новые кадры, необходимо нанимать сотрудников, которые лучше других проявляют себя в открытой, командной работе. В то же время, руководители должны создавать и поддерживать методики работы, помогающие сотрудникам развиваться. К таким инициативам можно отнести создание нестандартных рабочих групп, обучение на основе опыта, а также поощрение использования богатых ценной информацией корпоративных сетей.

Тенденция к расширению сотрудничества также распространяется на отношения с партнерами. Партнерство сейчас переживает пик своего развития. В исследовании 2008 года немногим более половины опрошенных IBM CEO планировали расширять партнерские отношения. Сегодня уже свыше двух третей респондентов намерены придерживаться стратегии активного партнерства.

«Ведение инновационной деятельности совместно с партнерами приносит выгоду всем участвующим сторонам, – комментирует Питер Возер, генеральный директор, Royal Dutch Shell, – Компания Shell занимается не только энергоносителями, но и другими связанными с ними ресурсами, такими как питание и вода. Поэтому мы осознаем важность совместного, в том числе и между компаниями в разных отраслях, продвижения инноваций».

Другие результаты и выводы

Исследование IBM показало, что большинство (71%) опрошенных CEO считают технологии главным – и более важным, чем экономические сдвиги и колебания рыночной конъюнктуры – фактором, который будет оказывать влияние на их бизнес в ближайшие три года.

В отношении всех аспектов деятельности своих организаций, от текущих операций и управления финансами до конкурентной борьбы, CEO в наибольшей степени сконцентрированы на достижении более глубокого понимания нужд своих потребителей. 70% опрошенных CEO активно инвестируют в способность обрабатывать данные для получения значимой информации о потребителях.

Учитывая взрывной рост объемов данных, с которым сталкивается большинство организаций, CEO осознают необходимость применения более сложных средств бизнес-аналитики для интеллектуальной обработки данных, которые отслеживаются в Интернете, на сайтах социальных медиа или поступают на мобильные телефоны. Традиционный подход к достижению лучшего понимания заказчиков заключался в консолидации и анализе транзакций и активности внутри организации.

Однако для того, чтобы иметь актуальное представление о клиентах, CEO должны формировать более целостную картину того, как они взаимодействуют со всем остальным миром, а не только с их организацией. Умение получать из данных ценные знания напрямую влияет на производительность: компании-лидеры вдвое опережают менее успешные организации в способности обрабатывать информацию для получения значимых выводов. Кроме того, компании-лидеры на 84% превосходят конкурентов в умении использовать полученные знания на деле.