09.01.2008

Статья: IP-коммуникации: настало время делать бизнес

Всемирный процесс IP-перестройки закружил в своем вихре и Россию. Коммуникации на основе интернет-протокола ломают традиционные представления о связи и все глубже проникают в жизнь рядовых пользователей, как корпоративных, так и индивидуальных. Основным вопросом прошедшей конференции стал поиск способа "неразрушающего" перехода операторов от классической TDM-технологии к IP. Этот акцент не случаен – в результате серьезных перемен структура рынка может существенно измениться, и те игроки, которые не впишутся в новые реалии, рискуют потерять значительную долю рынка, уступив ее более проворным новаторам. Впрочем, серьезные трансформации операторского бизнеса мы видим уже сейчас. Так, ожидается, что в Европе мобильные операторы Vodafone и O2 еще до конца текущего 2007 года начнут предоставление услуг фиксированной связи.

Мнение регулятора

Основные тенденции на российском телекоммуникационном рынке обозначил заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев. Выступая на открытии конференции, он отметил, что фиксированная и мобильная телефония близки к насыщению, а высокая динамика сохраняется по большому счету только в сегменте услуг доступа в интернет.

По мнению г-на Милованцева, рынок переходит от этапа первичного насыщения и периода зрелости к этапу маркетинговой конкуренции, при которой любому из пользователей доступно много услуг от множества провайдеров. При этом, по словам замминистра, оснащенность широкополосными каналами, на базе которых начинают формироваться контентные сервисы, становится стандартным оснащением дома. С другой стороны, замечает Милованцев, регулирование российского рынка связи построено по традиционному иерархическому принципу, и формирование контентных сервисов при таких методах и подходах становится абсолютно неоправданным. Это, по его мнению, и делает обсуждаемые на конференции вопросы максимально актуальными.

Замминистра также отметил, что на сегодняшнем этапе технологического сдвига у отечественных производителей появился шанс занять определенную нишу на рынке. Среди успешных компаний он назвал "МФИ Софт", "Беркут", "Светец" и др. Дмитрий Милованцев выразил надежду, что таких российских компаний будет больше, а сами эти компании будут расти. По его словам, в министерстве хорошо понимают те проблемы, которые возникают у игроков, развивающих IP-технологии. Дмитрий Милованцев пообещал, что министерство будет стараться, чтобы регулирование не отставало от технологических тенденций и было дружественным по отношению к компаниям, работающим на российском рынке.

Классика бесперспективна

Проблем у российских операторов хоть отбавляй. Традиционные сети с коммутацией каналов не позволяют эффективно использовать имеющуюся инфраструктуру, большое количество устаревшего оборудования требует замены.

При этом архитектура сети жестко установлена регулятором на законодательном уровне, а широкое применение оборудования иностранного производства ставит под вопрос безопасность российских сетей связи.

Представитель компании "МФИ Софт" Илья Устинов, отметил, что существующая модель поставки NGN-решений по принципу лицензирования по числу абонентов и количеству услуг заимствована из TDM. Эта модель, по его мнению, не позволяет операторам в полной мере воспользоваться ключевыми преимуществами IP в области гибкого наращивания производительности и сервисов и развития их именно в том направлении, которое реально востребовано пользователями.

"В индустрию IP-коммуникаций операторы связи вовлечены лишь как покупатели дорогостоящего оборудования с загадочным названием NGN", - сетует председатель исполкома АДЭ Аркадий Кремер.

Как бы то ни было, необходимость перехода телекоммуникаций на IP уже стала очевидной.

"Существуют целые ниши неудовлетворенного спроса в фиксированной связи, заполнять которые системами TDM бесперспективно. Это открывает широкие возможности перед поставщиками современных решений, в том числе и перед российскими производителями", - заявил президент "МФИ Софт" Александр Иванов.

"Очевидно, что необходима новая бизнес-модель поставки и эксплуатации NGN-решений, открывающая возможности неограниченного масштабирования любого сегмента и свободу выбора любых схем взаимодействия и точек формирования сервисов. Именно этот принцип лежит в основе "настоящих" IP-технологий и используется в нашем решении РТУ", - подчеркнул Илья Устинов.

Корпоративный драйвер

По мнению генерального директора Avaya в России и странах СНГ Дмитрия Кондратьева, быстрорастущий рынок корпоративных IP-коммуникаций является одним из основных двигателей российской телекоммуникационной отрасли.

"В корпоративных проектах обосновать переход на IP сегодня довольно просто: появляющиеся после такого перехода дополнительные сервисы позволяют сразу повысить продуктивность работы сотрудников, а значит, и эффективность бизнеса", - считает Андрей Бряндинский, генеральный директор компании CompTek.

Самые важные тенденции в этом сегменте, по мнению Дмитрия Кондратьева – это становление протокола SIP в качестве основного стандарта мультимедиа-коммуникаций в современных IP-сетях, а сервис-ориентированной архитектуры (SOA) – как основы интеграции коммуникаций с бизнес-процессами предприятий с целью повышения эффективности последних.

"SIP станет общим знаменателем для корпоративных коммуникаций", - соглашается Александр Середа, представляющий Alcatel-Lucent. Он также отметил, что проникновение этого протокола в глобальном масштабе составляет на данный момент менее 1%, а для принятия SIP рынку потребуется примерно от двух до пяти лет.

По наблюдениям г-на Кондратьева, интересы корпоративных заказчиков в последнее время серьезно изменились. В частности, акценты сместились от технологических вопросов построения телекоммуникационной инфраструктуры к вопросам внедрения решений для оптимизации бизнес-процессов.

При этом сами производители телекоммуникационного оборудования производят все меньше аппаратных средств и все больше разрабатывают программное обеспечение. Так, по утверждению директора группы предпродажной подготовки Avaya Георгия Санадзе, если в 2005 г. в портфеле фирмы софт составлял 28% от общего объема продуктов, то в 2007-м его доля выросла до 70%.

Другая значимая тенденция – унификация аппаратных платформ. Если вчера вендоры предлагали уникальные аппаратные платформы, то сегодня продукты различных производителей практически идентичны.

Кроме того, как считает Георгий Санадзе, "шлюзовая идеология" постепенно уходит в прошлое. Он не исключает, что в недалеком будущем из оборудования останется один мост, окруженный телефонами, а одноранговые сети, возможно, станут основной архитектурой голосовой системы. Отсутствие центрального управляющего модуля сделает такие сети практически неуязвимыми.

В направлении унифицированных коммуникаций (UC) движутся практически все вендоры, среди которых, по данным Canalys, лидируют Microsoft, Cisco, Avaya и Nortel.

Мировой рынок унифицированных коммуникаций: позиции вендоров

Директор по развитию бизнеса Cisco Systems Михаил Кристев привел пример одного из возможных сценариев бизнес-взаимодействия в рамках идеологии UC:

Заказчик звонит своему выделенному менеджеру с вопросом о цене. Менеджер видит статус присутствия продуктового специалиста, щелкает мышкой на его имени для звонка. Корпоративная телефония автоматически переадресует звонок на мобильный телефон, и они обсуждают детали и цену. После этого разговора он видит, что финансовый контролер доступен на мобильном телефоне. И, так как он занят, он отправляет ему текстовое сообщение с просьбой провести дистанционную конференцию через час для утверждения предложения для заказчика. Через час ценовое предложение готово и утверждено всеми заинтересованными сторонами. Менеджер заказчика звонит своему клиенту с информацией о цене и размещает новый заказ.

По мнению Михаила Кристева, унификация происходит не только на уровне устройств, но и приложений, операционных систем и сетей.

Многие выступавшие отмечали, что переход к IP должен затрагивать не только оборудование и программное обеспечение, но и бизнес-процессы операторов. В этой связи им очень важно наладить взаимодействие с другими участниками рынка: сервис-провайдерами, поставщиками и правообладателями контента, медийными компаниями.

Российский ENUM

На конференцию были вынесены два проекта общественно-государственного объединения АДЭ, имеющие непосредственное отношение к IP-трансформации. Первый проект, руководителем которого является генеральный директор компании BSB Владимир Беленкович, – это разработка концепции защищенной сервисной инфраструктуры общего пользования. В процессе выполнения проекта должна быть описана суть происходящей в отрасли IP-трансформации, а также предложена бизнес-модель функционирования оператора связи в качестве предприятия по производству новых сервисов. В АДЭ рассчитывают, что формирование такой инфраструктуры может стать платформой для решения многих важных и нетривиальных народно-хозяйственных задач. Это, в частности, развитие информационного общества и создание электронного правительства, создание и распределение мобилизационных ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения.

Второй проект (руководитель – директор по развитию компании "МФИ Софт" Игорь Масленников) – создание в России по поручению Мининформсвязи РФ опытной зоны системы ENUM с целью отработки модели ее функционирования.

"Международный опыт показывает, что внедрение ENUM позволяет расширить возможности совместного использования телефонных номеров и адресов сети интернет. Мы рассматриваем данный проект как важный практический шаг в переходе от TDM к IP. Наряду с разработкой технических и организационных предложений по реализации модели ENUM в России, в рамках проекта будут также подготовлены предложения по корректировке нормативной правовой базы и по заключению соответствующих международных соглашений", - отметил в своем докладе Аркадий Кремер.

Аркадий Кремер: Сегодня как никогда важен диалог между бизнесом и органами государственной власти

Рассуждая о перспективах развития телекоммуникационного рынка, он также отметил, что следует ожидать усиления конкурентной борьбы за пользователей инфокоммуникационных услуг, как в офисах, так и в квартирах. По его мнению, основными конкурентами традиционных операторов связи в офисах в настоящее время являются системные интеграторы - поставщики ИТ-услуг. Однако по прогнозу недавнего отчёта Infonetics перспективы в этом сегменте складываются в пользу операторов связи, поскольку коммутируемые офисные телефонные станции перестанут пользоваться спросом на рынке уже в 2010 году. В то же время борьба за домашних пользователей будет нарастать, убежден Аркадий Кремер.

При этом операторы пытаются "привязывать" абонентов к себе, но, как считает директор по развитию бизнеса SIPNET Сергей Кравцов, эта тактика не имеет перспектив. Много ли было заработано на продаже сотовых аппаратов GSM, "залоченных" на того или иного оператора? – спрашивает он. Сегодня существуют тысячи приложений типа Skype, Google Talk, Windows Live или SIPNET, и абоненты мигрируют из одной коммуникационной среды в другую. Оператор, по мнению Сергея Кравцова, - это всего лишь логин и пароль.

В целом конференция в очередной раз показала, что, будучи магистральным направлением развития телекоммуникаций, IP-технологии не только формируют сети будущего, но и открывают новые возможности для бизнеса операторов и корпоративных пользователей. А для эффективного взаимодействия между всеми участниками рынка очень важен диалог между бизнесом и властью. И выступление заместителя министра, по крайней мере, вселяет надежду на то, что этот диалог будет конструктивным.

Статья на сайте www.cnews.ru